Перикардит

Перикардит – воспалительное заболевание наружной сердечной оболочки в результате действия инфекции или перенесенного инфаркта.

Чаще всего выступает в роли симптома системной патологии. Может являться осложнением при различных тяжелых заболеваниях других органов. Не всегда удается выявить это заболевание при жизни. Может развиваться в любом возрасте, однако наиболее часто встречается у пожилых женщин.

Факторы риска и симптоматика

Перикардит может протекать как первичное воспаление или выступать в качестве осложнения других болезней. Процесс бывает как ограниченный, так и разлитой.

Факторы риска возникновения болезни:

• Перенесенные ранее вирусные и микробные заболевания, заражения грибками и простейшими.
  • Аллергические заболевания.
  • Патология соединительной ткани.
  • Болезни и травматические повреждения сердца (ранение или ушиб сердечной мышцы, инфаркты).
  • Нарушения обмена веществ и радиационные поражения.

Сухой перикардит характеризуется выраженной болью в грудной клетке. Характер боли тупой и давящий, возможна иррадиация в лопатку или шею. Боль нарастает постепенно и может продолжаться несколько дней. Прием таблеток нитроглицерина никакого облегчения не приносит, а ненаркотические анальгетики снимают боль на короткое время.

Может возникнуть одышка и сухой кашель. Характерным клиническим признаком является моментальное усиление боли при вдохе, глотании, покашливании, перемещении тела.

Спустя несколько недель сухой воспалительный процесс может трансформироваться в экссудативный (или выпотной) или адгезивный (слипчивый).

При экссудативном перикардите происходит выпот и скопление жидкого содержимого в полости околосердечной сумки. Пациент жалуется на чувство сдавления в груди. Развивается одышка, становится трудно глотать из-за сдавления пищевода, появляется икота. Практически всегда повышается температура. Характерен вид больного – отекшие голова и шея, пульсация и набухание шейных вен. Участки между ребрами выбухают и сглаживаются от отека.

В исходе патологического процесса образуются сращения листков околосердечной сумки.

Почему возникает заболевание

Воспалительный процесс может развиваться в околосердечной сумке как в связи с инфекцией, так и без ее участия (асептический вариант).

Наиболее часто воспаление перикарда отмечается на фоне ревматизма или туберкулезной инфекции. При ревматическом поражении страдает не только перикард, но и другие слои сердца.

Бывают случаи, когда туберкулезный процесс захватывает перикард при попадании возбудителя из легких через лимфатические протоки.

Диагностика и терапия

Диагностику и комплексное лечение перикардита в нашей клинике осуществляют высококвалифицированные специалисты.

При первичном обращении в клинику кардиолог осматривает больного, выслушивает и выстукивает область сердца.

По назначению врача пациент может пройти следующие виды обследований:

• Исследование биохимии крови – содержание белка, сиаловых кислот, фибриногена, некоторых ферментов.
  • Электрокардиографию и фонокардиографию.
  • Рентгеновский снимок органов грудной клетки.
  • Диагностическую пункцию с анализом экссудата. Проводится бактериологический, серологический и цитологический анализ содержимого перикарда.

Метод лечения врачи нашей клиники выбирают индивидуально с учетом тяжести состояния и формы заболевания.

При любой форме процесса пациенту назначается постельный режим. Лечение сухих воспалительных процессов в основном симптоматическое. При выпотных перикардитах применяется антибактериальная терапия в зависимости от вида возбудителя.

При тяжелом течении назначаются кортикостероиды, и может быть осуществлена пункция перикарда. С целью вторичной профилактики осложнений врачи нашей клиники осуществляют длительное наблюдение пациентов, перенесших перикардит.